Объекты для проведения практических занятий
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных «центров» оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагог дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.
Условия питания обучающихся в учреждении
Статья 37. Организация питания обучающихся
По общему правилу, установленному ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания возложена на образовательную организацию.
Исходя из сложившейся практики реализация положения ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется следующим образом:
во-первых, путем организации обеспечения горячим питанием обучающихся в самой образовательной организации;
во-вторых, путем заключения договора с организацией на поставку горячего питания в образовательную организацию;
в-третьих, путем заключения с организацией питания (например, расположенной рядом столовой) договора об организации питания для обучающихся образовательной организации.
В рамках формирования расписания занятий и правил распорядка в образовательной организации в соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо предусмотреть перерыв достаточной продолжительности для организации питания обучающихся. Как правило, продолжительность перемен после второго и третьего урока составляет 20 минут.
Кроме этого, образовательной организацией должны быть созданы условия для обеспечения обучающихся и работников горячим питанием, включая специальные помещения для организации питания. Данное условие предъявляется п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Правительством Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966[1].
В настоящее время дискуссионным остается вопрос организации питания обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования. Зачастую такие образовательные организации не располагают специальными помещениями для организации питания, обучающиеся пребывают в таких образовательных организациях непродолжительное время, а установка вендинговых автоматов не соответствует санитарным правилам.
Официальная позиция Министерства образования и науки Российской Федерации была выражена в Письме от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вместе с «Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования»)[2].
Как отмечается в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей. В соответствии с п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Исходя из изложенного, создание условий для питания и охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», но и Положением о лицензировании образовательной деятельности. Данное требование является обязательным для всех образовательных организаций, вне зависимости от их типа.
На основании ч. 3 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций.
Так, в настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 г. № 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» (вместе с «Нормами обеспечения бесплатным питанием лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, по основным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования по подготовке плавательного состава судов рыбопромыслового флота», «Нормами обеспечения бесплатным вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду, лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, по основным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования по подготовке плавательного состава судов рыбопромыслового флота»)[3];
— Приказ МЧС России от 26 мая 2014 г. № 260 «Об организации обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (вместе с «Порядком обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»)[4];
— Приказ МВД России от 19 апреля 2010 года № 292 «О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»)[5];
— Приказ Росморречфлота от 5 декабря 2013 г. № 83 «Об определении норм и порядка обеспечения питанием обучающихся федеральных государственных образовательных организаций Федерального агентства морского и речного транспорта, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области подготовки плавательных составов морских судов и судов внутреннего водного плавания»[6];
— Приказ Росавиации от 13 сентября 2013 года № 575 «Об утверждении Порядка обеспечения питанием обучающихся по очной форме обучения в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях гражданской авиации, реализующих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по специальностям и направлениям в области подготовки летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения»[7];
— Приказ Минсельхоза России от 18 декабря 2012 г. № 637 «Об утверждении порядка обеспечения обучающихся бесплатными питанием и вещевым имуществом (обмундированием)»[8].
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Так, например, в соответствии с п. 2.1. Порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа «Города Комсомольска-на-Амуре», утвержденного Постановлением Администрации Города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2014 г. № 2509-па[9] предоставление питания в дошкольных и общеобразовательных образовательных организациях осуществляется в следующих случаях.
Во-первых, на бесплатной основе за счет средств местного бюджета воспитанникам дошкольных учреждений следующих категорий:
— дети-инвалиды;
— дети с туберкулезной интоксикацией;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Во-вторых, в форме предоставления дополнительной компенсации на питание за счет средств местного бюджета и субвенции учащимся общеобразовательных организаций следующих категорий:
— дети из многодетных семей (семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей);
— дети из малоимущих семей (семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Хабаровского края).
Кроме этого, предусматриваются и иные категории обучающихся, которым предоставляется питание за счет средств местного бюджета.
Так, в соответствии с п. 2.1. Положения об обеспечении питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденного Постановлением Администрации Предгорного муниципального района от 13 марта 2014 г. № 399[10] питанием за счет средств бюджета Предгорного муниципального района Ставропольского края обеспечиваются следующие категории обучающихся:
— родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей в местах ведения боевых действий;
— из неблагополучных семей и семей, временно попавших в трудную жизненную ситуацию.
Понятие «трудная жизненная ситуация» применяется в значениях, определенных п. 4 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[11]: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
C 1 января 2015 действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[12]. Легального определения понятия «трудная жизненная ситуация» данный нормативный правовой акт не содержит.
Основанием для рассмотрения вопроса обеспечения питанием обучающегося за счет средств местного бюджета является заявление его родителей (законных представителей).
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета:
— для обучающихся из малообеспеченных семей — справка или заверенная копия справки, выданная органом в сфере социальной поддержки населения;
— для обучающихся из многодетных семей — справка или заверенная копия справки, выданная органом в сфере социальной поддержки населения;
— для обучающихся из числа детей-инвалидов — копия удостоверения об инвалидности, заверенная в установленном порядке;
— для обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — копия постановления о назначении опеки, копия свидетельства о смерти (в случае смерти родителей (законных представителей), копия решения суда (в случае лишения родителей родительских прав, в случае нахождения родителей (законных представителей) в местах лишения свободы);
— для обучающихся, родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей в местах ведения боевых действий — справка военкомата или ее заверенная копия, подтверждающая гибель родителей (законных представителей) в местах боевых действий, копия свидетельства о смерти родителей (законных представителей);
— для обучающихся из неблагополучных семей и семей, временно попавших в трудную жизненную ситуацию - акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный комиссией образовательной организации.
В исключительных случаях, если учащийся находится в трудной жизненной ситуации, основанием для рассмотрения вопроса обеспечения питанием обучающегося за счет средств местного бюджета может быть письменное представление классного руководителя или социального педагога образовательной организации.
Заявление об обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета направляется родителями (законными представителями) ежегодно до начала учебного года, но не позднее 5 сентября.
Заявление и документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета, поданные до 5 сентября текущего года, рассматриваются на заседании комиссии образовательной организации не позднее 10 сентября текущего учебного года.
В случае возникновения права на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в период учебного года заявление и документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося, рассматриваются комиссией в трехдневный срок.
Комиссия образовательной организации при рассмотрении заявлений принимает одно из следующих решений:
— обеспечить питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в соответствии с настоящим порядком;
— отказать в обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета (с указанием соответствующего обоснования).
Комиссия принимает решение об отказе в обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в случае:
1) недостоверности предоставленных документов;
2) отсутствия финансовых средств на обеспечение питанием.
Решение комиссии образовательной организации об обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета действительно в течение полугодия текущего учебного года.
Решение комиссии образовательной организации по каждому заявлению вносится в протокол заседания комиссии и оформляется выпиской из протокола, заверенной подписью председателя комиссии. В протоколе заседания и выписке из протокола заседания комиссии указывается обоснование (мотивы) решения комиссии.
Руководитель образовательной организации ежегодно до 15 сентября и 15 января текущего учебного года издает приказ об организации питания обучающихся на основании решений комиссии, которым утверждается списочный состав учащихся, имеющих право на обеспечение питанием за счет средств местного бюджета.
В случае возникновения причин досрочного прекращения права на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета руководитель образовательной организации издает соответствующий приказ.
Питание за счет средств местного бюджета предоставляется обучающимся в дни посещения образовательной организации[13].
Исходя из анализа положений о финансировании питания обучающихся образовательных организаций, можно сделать вывод, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит гарантий бесплатности питания обучающимся. Однако устанавливается следующая норма: обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления. Таким образом, при наличии финансовых ресурсов, как субъект Российской Федерации, так и муниципальное образование вправе профинансировать питание обучающихся.
Условия охраны здоровья обучающихся
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.